18.05.2020 экономика 10 класс
Урок на тему:
«Причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте»
1. Ознакомиться
с теоретическим материалом.
Международная торговля —
древнейший вид экономической деятельности. После долгих исследований экономисты
смогли выделить три основные причины существования международной торговли:
1) неравное распределение природных благ;
2) существование абсолютного
преимущества в производстве;
3) существование относительного
преимущества в производстве.
I. Неравное распределение природных благ. Первая из причин
возникновения международной торговли лежит, что называется, на поверхности:
неравное распределение даров природы, т.е. полезных ископаемых, лесов и т.п.
между различными странами и народами.
Торговля
помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность
получения любого типа природных ресурсов, если они способны их купить. Именно
по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и газ, а ввозит бананы и хромовую
руду.
Эта
причина, однако, не объясняет, почему страны торгуют и теми видами товаров,
каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают
(импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них самих имеется мощная
автомобильная, а когда-то была и телевизионная, промышленность. И, тем не
менее, поданным Министерства торговли США, автомобили составляют 11%
американского экспорта и 21% американского импорта.
Импорт — покупка жителями
одной страны товаров, изготовленных в других государствах.
Экспорт — продажа
жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.
Причину
такого обмена товарами экономическая наука усматривает в наличии у разных стран
так называемого абсолютного преимущества.
2. Существование
абсолютного преимущества в производстве.
В разных странах могут существовать абсолютные различия в затратах на
производство одинаковых продуктов.
Сравним,
например, издержки на производство льна и сахарной свеклы в России и на
Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине
потребует, куда больших издержек всех ресурсов (труда, энергии, удобрений и
т.д.), чем в России, где, напротив, труднее выращивать сахарную свеклу (не
хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а
потом обменяются плодами трудов, то оба народа выиграют: они удовлетворят свои
потребности во льне и сахарной свекле с меньшими затратами всех видов
отечественных ресурсов.
Именно
поэтому еще СССР специализировался на выращивании льна, поставляя на Украину
льняные ткани, а сахар, получая из Украины, где его производили из выращенной
на здешних полях свеклы.
На
языке экономистов такая основа
международного разделения производства и торговли называется принципом
абсолютного преимущества.
Принцип абсолютного преимущества
заключается в том, что страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая
из них специализируется на производстве товаров, которые она может
изготавливать с абсолютно меньшими затратами своих ресурсов, чем ее торговые
партнеры.
Специализация
на основе принципа абсолютного преимущества позволяет человечеству в целом
достичь наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Ведь возникающее
в итоге международное разделение труда ведет к тому, что каждый вид товаров
производится той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов.
Вот почему развитие международной торговли имеет столь большое значение для
всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание, как правительствами,
так и международными организациями.
3. Существование
относительного преимущества в производстве. И все же только неравное
распределение природных благ и принцип абсолютного преимущества не объясняют
всей логики международной торговли.
Это
стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах
завершился процесс первичной индустриализации, т.е. создания крупной
механизированной промышленности. У ряда государств, при этом абсолютные
издержки на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в
менее развитых странах. Если бы международная торговля развивалась на основе
только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать
приобретать товары у менее развитых стран. Но этого не случилось.
Следующий
шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским
ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772—1823). Он сумел увидеть в развитии
внешней торговли влияние еще одного принципа — относительного преимущества.
Принцип
относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее
экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее относительно ниже, чем
в других странах.
Определение принципа относительного
преимущества звучит сложно, но смысл его прост. Изучая данные о ценах, любая
внешнеторговая фирма рассуждает так: выгодно экспортировать те отечественные
товары, на выручку от продажи которых можно будет за рубежом купить больше
других товаров местного производства, чем приобрести на эту сумму аналогичных
товаров на отечественном рынке.
В
итоге таких решений торговых фирм каждая страна получает четкие сигналы о том,
на производстве каких товаров ей стоит специализироваться. Именно поэтому в современном
мире каждая страна старается производить, прежде всего, те товары, расширение
выпуска которых сопряжено для нее с меньшим сокращением выпуска других благ,
чем в странах, которым она хочет эти товары продавать. В реальной коммерческой
практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет.
Соответственно интересы таких фирм
заставляют, в конце концов, каждую страну искать такую специализацию своей
экономики, которая позволит ей наиболее рационально использовать имеющиеся у
нее ресурсы, а кроме того, добиться наивысшего уровня благосостояния своих
граждан с помощью операций экспорта и импорта.
Международная
торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не
встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее
участников. Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом
рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее имеется относительное
превосходство.
Многие
из богатейших ныне стран мира достигли своего благополучия именно благодаря
активному участию в мировой торговле. Вместе с тем международная торговля
является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономических отношений
между странами.
Разбогатеть можно и на цветах
Большие
доходы от экспорта могут приносить не только нефть и газ, к чему мы привыкли в
России. Например, сейчас в мире бурно развивается цветоводство, ставшее весьма
доходной отраслью, — годовой объем продаж цветов на мировом рынке уже достиг 20
млрд дол. И маленькие страны мира, которым не под силу развивать мощные отрасли
промышленности, но которые отличаются хорошим климатом либо высокой культурой
сельскохозяйственного производства, получают от участия в мировом рынке цветов
огромные доходы. Например, Колумбия начала заниматься выращиванием цветов лишь
пару десятков лет назад. А сегодня здесь ежегодно срезается для продажи 130
тыс. т — 90% импорта цветов в США. Голландцы — ведущие цветоводы мира — только
в Германию продают ежегодно более 200 тыс. т цветов, а крохотный по территории
Израиль — третья цветочная держава мира — на продаже букетов в Европу ежегодно
зарабатывает 150 млн. дол.
Комментарии
Отправить комментарий