06.04.
2020 Экономика 10 класс
Урок на тему: Практическая
работа № 6 «Расчет индекса потребительских цен и темпа инфляции»
Задание:
1. Прочитать конспект, выписать определения понятий: инфля́ция, дефляция, виды
инфляции
Инфля́ция —
повышение общего уровня цен на товары и услуги.
Инфляция
не означает роста всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и
услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы
изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП.
Противоположным процессом является дефляция.
Дефляция — это
снижение общего уровня цен.
Возникновение
инфляции вызывается монетарными и структурными причинами:
- монетарные:
несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и
услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими
расходами; дефицит государственного
бюджета;
чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики;
опережающий рост заработной
платы по
сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
- структурные
причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании
развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и
сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
внешние
причины — сокращение поступлений от внешней
торговли,
отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Различают
следующие типы инфляции:
1. Инфляция
спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным
объёмом производства (дефицит товара).
2. Инфляция
предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства
в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на
единицу продукции сокращает объём предлагаемой производителями продукции при
существующем уровне цен.
3. Сбалансированная
инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг
друга.
4. Несбалансированная
инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в
различных пропорциях.
5. Прогнозируемая
инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении
экономических субъектов.
6. Непрогнозируемая
инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический
темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
7. Адаптированные
ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто
возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной
инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены
на эти товары. [2, 164]
В
зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:
Экономическая
теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет
обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены,
сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку
ее можно регулировать.
Галопирующая
(скачкообразная) — рост цен от 10-20% в год.
В
контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в
материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные
реформы.
Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то
есть к экономическому кризису.
Гиперинфляция — рост цен
более 50% в месяц. Годовая норма более 100%.
Благосостояние
даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения
разрушаются.
Неуправляемая
и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство
и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства,
растет безработица, закрываются
предприятия и происходит банкротство.
В
зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
Подавленная
(закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.
Инфляция
измеряется с помощью индекса цен. Существуют
различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс
цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ,
входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс
цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее
же стоимость в базовом году (году, принятом
за точку отсчета)
Практическая работа № 6 «Расчет индекса
потребительских цен и темпа инфляции»
2.
Для выполнения практической работы № 6. Спишите все, что ниже написано.
3. Засчитываются работы, написанные ручкой в тетради, а не скопированный печатный текст!!!!
3. Засчитываются работы, написанные ручкой в тетради, а не скопированный печатный текст!!!!
Общая формула индекса цен выглядит
следующим образом:
Поскольку
уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его
можно рассчитать следующим образом:
ИЦ0
— индекс цен предыдущего года (например, 1999),
ИЦ1
— индекс цен текущего года (например, 2000).
В
экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода.
Под номинальным доходом понимают
фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы,
прибыли, процентов, ренты и т. д. Реальный доход определяется количеством
товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким
образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход
разделить на индекс цен:
Реальный
доход = Номинальный доход / Индекс цен
Решение задачи.
2005
|
2005
|
2006
|
2006
|
|
P
|
Q
|
P
|
Q
|
P
|
гамбургеры
|
2
|
30
|
4
|
20
|
газонокосилки
|
70
|
4
|
6
|
7
|
гантели
|
5
|
20
|
5
|
22
|
Определите
норму инфляции для 2006 года.
Решение.Норма
инфляции =
.
СПК05
= 2
30
+ 70
4
+ 5
20
= 60+ 280 +100 =440.
СПК06
= 4
20
+ 60
7
+ 5
22
= 80 + 420 + 110 = 610.
Изменение
уровня цен = 610 – 440 = 170.
Норма
инфляции = 170/ 440
100%
= 38,64%.
Ответ: норма инфляции составила
38,64%.
Комментарии
Отправить комментарий