30.03.2020 Природоведение 5 класс.


30.03.2020  Природоведение 5 класс.  Урок по теме «Жизнь в морях и океанах»
Задание1. : Отгадайте загадки и запишите в тетради правильные ответы
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива.
 2. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов
3. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус?
4.Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с..
5. Подставляя людям спины
В море нас спасут…
6. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …
-Где же живут эти организмы?
И сегодня мы познакомимся с ними.

 -Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море?
-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?
Сегодня я предлагаю  вам отправится в путешествие в глубины моря.

 - Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории  разные по виду растения, животные, микроорганизмы.
 Примеры: сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.
Задание 2. В своих тетрадях, запишите  определение что такое природное сообщество.
Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.
Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус)
По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.

Что такое планктон? -  Множество живых существ, свободно парящих в толще воды
Что же помогает им удерживаться в воде?
Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары)  
Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь)
А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники? Это хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.
Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет. А вот гигант моря – синий кит
Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.
Также в морях множество водорослей. Они тоже имеют крючочки, прицепочки, чтобы удерживаться.  Планктон имеет щетинки, выросты.
В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.
Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они  любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать
-Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта)
Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.
Самое красочнее сообщество и самое красивое–  сообщество кораллового рифа. 
       Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных.
В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды и  образует коралловые острова.
-Каким цветом на карте показаны коралловые острова? (красным).
Каковы же особенности этого сообщества?
Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.
Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах.
Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.
Каковы же особенности этого сообщества?
Многие из них светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот.
Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)
Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга
    Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.
Тест
1.Что такое планктон?
     1)множество живых существ, парящих в толще воды
     2)мелкие организмы, на дне морей  
     3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды
  2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это  происходит:
      1) на поверхности воды
      2)в коралловых рифах  
      3)на больших глубинах океана  
3. О каком сообществе идет речь?
Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки - все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары
1) сообщество кораллового рифа  
2) сообщество поверхности воды
3) сообщество толщи воды
 4. Найди лишнее:
 1) актинии
 2) звезды
 3) кальмары
5. «То ли цветы, то ли животные?»  Карл Линней отнёс их к животным.
1) морская звезда  
2) планктон
3) кораллы
Задание на соответствие
1) Сообщество кораллового рифа                
2) Сообщество поверхности воды  
3) Донное  сообщество
4) Сообщество толщи воды  
5) Глубоководное сообщество
1) множество живых  существ  парящих в толще воды
2) морские организмы живущие в   коралловых рифах
3)особое сообщество, которое  расположено на больших глубинах   океана, в вечной    темноте
4)организмы, которые обитают на  поверхности морей и океанов
5) растения и животные, обитающие  на небольших глубинах
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы!
Дом. Зад.
1.Изучить конспект.
2.Сделать записи в тетради
3.Внимательно просмотреть фильм по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=UNIYabbG3Mg

4. Выполненные задания отправьте на эту почту: sokolov0198@gmail.com

Комментарии

  1. Добрый день. Скажите, пожалуйста, что из заданий отправлять на проверку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разгаданные загадки, запишите определение что такое природное сообщество, планктон. Выполните тест.

      Удалить
  2. Я если нет тетрадок то писать на листочках?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога